2011-07-11

Украина под соусом "public"

Центр політологічних досліджень продовжує серію позиційних документів, підготовлених стажерами Центру - студентами-міжнародниками Донецького національного університету - під час проходження перекладацької практики. Ці есе підготовлені за результатами ознайомлення з англомовними джерелами за своїми науковими напрямами.

"Стратегическое партнерство между Украиной и США -
слишком серьезное дело, чтобы поручать его дипломатам."

С окончанием Холодной войны в мире окончательно утвердились Западные ценности, или же, если говорить более корректно, преимущественное количество государств избрали евроатлантический путь развития как наиболее приемлемый ориентир из всех существующих ныне.

Благодаря каким инструментам победа Запада была достигнута – это уже другой вопрос. Выиграли ли они военную гонку вооружений, или одержали победу над новым, недостаточно «стальным» правительством СССР во главе с Горбачевым – отдельно рассматривать было бы неправильно. На мой взгляд, именно благодаря комплексной стратегии воздействия, которая осуществлялась посредством современного ключа к успеху – информирования, коммуникаций, - идеология США с государствами, поддерживающими ее, и вышла на первый план.

Соответственно, «порочные» тоталитарные идеологии, которые значительно отставали именно в аспекте воздействия на общественные зарубежные массы в виду своей закрытости для мира, упрямо недооценивая важность именно этой стратегии, и получили, в конце концов «по заслугам». Украина, как некогда часть неповоротливого механизма под названием СССР, оказалась на перепутье: или следовать модифицированной модели Советского Союза, воплощенной в Российской Федерации, или перенимать совершенно новые для себя евроатлантические ценности (свободу слова, уважение прав человека и т.д.)

Несмотря на двадцатилетнюю независимость, Украина до сих пор так и не сумела четко определиться, чего она хочет. На данный момент в стране сформировался определенный гибрид, который с каждым приходом новой власти отклоняется к другому азимуту.

Для Соединенных Штатов Америки, как локомотива современной демократии, умело распространяющего свое мировоззрение по миру, Украина является важнейшим геостратегическим объектом, так сказать, мостом между их миром и миром СНГ, на территории которого Штаты имеют еще недостаточную поддержку, а иногда – и негативное отношение как к «лицемерному агрессору». Тем не менее, население СНГ, по инерции продолжая обвинять США и НАТО заодно во все смертных грехах, не задумываясь пользуются: различными благами и услугами, которые стали доступные здесь только после падения железного занавеса, с удовольствием «поглощают» музыку, фильмы и искусство Америки, и т.д. А как раз такие результаты в большей степени говорят о покорении зарубежной общественности, нежели подписание какого-либо выгодного экономического договора на официальном уровне.

Идея формирования позитивного имиджа за рубежом посредством неофициальных рычагов принадлежит именно Америке, которая впоследствии (в 60-х годах XX века) была воплощена в термин и целую дисциплину «публичная (или же «общественная») дипломатия». Для Украины изучение данных аспектов полезно как минимум с двух сторон.

Во-первых, хотя бы потому, что мнение о нашем государстве во многих странах, мягко говоря, не очень хорошее. Украина знают как страну с перманентной политической нестабильностью, слабой экономикой, которой не дают развиваться целые кланы коррумпированной элиты. В рейтингах инвестиционной привлекательности, развития экономики, разного рода свобод, защиты прав человека Украина занимает последние места, что не может не давать оснований для того, чтобы опомниться и способствовать улучшению данного имиджа.

Во-вторых, так как либеральные демократии для полноценного сотрудничества с ними требуют от Украины развития разного рода свободных и независимых институтов, а где такие институты – там и публичная дипломатия, то Украине бы явно не помешало извлечь из этого опыта определенные бенефиции для своего национального блага. Более того, США и Украина – стратегические партнеры, а это говорит о более серьезных планах на будущее и более глубоком сотрудничестве данных государств. Поэтому, если у кого и следует учиться публичной дипломатии, то это у Штатов, несмотря на то, что на данный момент сами США испытывают определенный кризис доверия к себе. Ведь ее азы – постоянны, проблема в том, что необходимо уметь подобрать правильную стратегию, которая бы учитывала национальные особенности государства.

В связи с вышеперечисленным, я считаю, что тема, исследуемая мною, а также труды, переведенные с языка оригинала, являются актуальными для Украины и могут быть применены практически в нашем государстве, а также должны изучаться подробнее для появления новых специалистов в этой области, которые, что немаловажно, будут действовать адекватно современным реалиям и вызовам.

Продолжая тему стратегического партнерства с США, необходимо всегда помнить о том, что данное государство считает себя единственной сверхдержавой, гарантом безопасности и процветания всего мира, поэтому иногда может просто игнорировать всех остальных международных субъектов, в том числе, стратегических партнеров, и в одностороннем порядке, скажем, начать войну. В связи с этим, откровенно говоря, лучшим другом Америке, которого Штаты будут слушать, а не наоборот, Украина и не претендует стать, однако развивать более тесные отношения необходимо, и не только политические, но и экономические и культурные, извлекая из них только самое полезное. Например, если в период раннего стратегического партнерства Украины и США общественность не принимала участия в процессах сближения обеих стран, и все было отдано на откуп чиновникам и в большой степени засекречено, то сейчас сложилась принципиально отличающаяся ситуация: гражданское общество, которое рождается в Украине, требует прозрачности и участия в диалоге представителей независимых от государства организаций и СМИ.

Украина и США должны задействовать неиспользуемые до сих пор ресурсы публичной дипломатии. Только многоуровневый диалог между Украиной и США, включая представителей исполнительной и законодательной власти (не будем забывать о ключевой роли сената США в формировании внешней политики) и местного самоуправления, членов общественных организаций, бизнесменов, независимых экспертов и журналистов будет содействовать восстановлению доверия между нашими странами.

Однако не будем забывать о том, что Украину необходимо рассматривать не только как обособленное государство, сотрудничающее с США. Украина – государство европейское, и в последнее время не только географически, о чем говорят ее евроинтеграционные устремления. В свою очередь, отношения между классической Европой и США всегда были достаточно близкими, на почве чего, собственно, и появился такой феномен как евроатлантизм. В качестве примера приведем хотя бы данный факт: выступая в 1975 году на совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, президент США Джеральд Форд сказал: «Нас объединяют самые прочные узы — наша пламенная любовь к свободе и независимости, у которой нет другой родины, кроме человеческого сердца».

Исходя из вышеперечисленного следует, что, приблизившись к Европе (причем по схеме: «Сначала Европа в Украине, затем – Украина в Европе»!), мы автоматически приблизимся к США. Важно подчеркнуть, что сблизимся не столько «наверху», сколько на более приземленном уровне - народном: улучшится взаимопонимание, снизится уровень ксенофобии, будут налажены экономические, гуманитарные, научно-технические связи. На мой взгляд, как нельзя точно данная идея была некогда выражена представителями влиятельных украинских и американских неправительственных организаций — участников программы обменов «Политический диалог Украины и США», инициированной Фондом «Украина — США»: «Стратегическое партнерство между Украиной и США — слишком серьезное дело, чтобы поручать его дипломатам».

Главное – это активная работа с общественностью, развенчание сложившихся стереотипов, верное информирование, предоставление права знать и обсуждать то, что происходит как внутри страны, так и за ее пределами, и тогда апатичный украинский народ станет гораздо более социально активным, с определенно выраженной жизненной позицией и политической волей. Инструменты публичной дипломатии велики: это общение народов посредством программ обмена, туризма; это масс-медиа со своими точками по всему миру и своим мнением; это интернет с его интернет-сообществами, блогами (не зря именно «всемирная паутина»), возможности которого влиять на общественное мнение продвинулись на несколько порядков вперед, порой даже слишком далеко, в общем все, что тем или иным образом связано с международными контактами рядовых граждан, не имеющих специальной политической компетенции и квалификации.

Таким образом, строя стратегическое партнерство между нашими странами, следует позаботиться не только о формально совершенной риторике дипломатических документов, которые, как показал прежний опыт, иногда становятся мертвыми еще задолго до того как пожелтеет бумага, на которой они начертаны.

* * *

Есе підготовлено за матеріалом: Kristin M. Lord. "Voices of America. Public Diplomacy for the 21st Century". Думки, викладені в позиційному документі, належать його автору, і не представляють позицію Центру політологічних досліджень.

Немає коментарів:

Дописати коментар