Центр політологічних досліджень починає серію есе, підготовлених стажерами Центру - студентами-політологами та міжнародниками Донецького національного університету - на тему "Свобода, демократія та європейський вибір: уроки Вацлава Гавела для України”.
Ці есе беруть участь в конкурсі, підсумки якого будуть підбиті на вечорі пам'яті В. Гавела. Висловити підтримку або взяти участь в дискусії можна або тут, або на сторінці Центру в Фейсбуці чи Гугл+.
Чехия – удивительная страна, которая часто избирала в своем развитии путь, диаметрально противоположный тому, по которому шло большинство других государств Восточной Европы. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на историю чешского государства. В 20-х годах прошлого века, когда в Украине и множестве других стран, объединенных под общим названием «СССР», строился военный коммунизм, в Польше Юзаф Пилсудский проводил политику «санации» и делил свою страну на части, в Румынии и Болгарии зарождались предпосылки для создания диктаторских режимов, в Чехословакии Томаш Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии. Потом Масарик умер, а ещё через некоторое время был подписан Мюнхенский договор и чехословацкий народ долгие годы обречен был жить под гнётом тоталитаризма. Пока, в нужный момент, не появился человек, который снова сумел привести её к демократии.
Вацлав Гавел, на первый взгляд, типичный представитель движения диссидентов, которое существовало и в Украине, и в любой стране Восточного блока. Какой бы национальности ни были диссиденты, они использовали в своей борьбе схожие методы, были близки друг другу духовно, обменивались знаниями, идеями и мыслями. Роман Лубкивский, посол Украины в Чехии, отмечает сходство мировоззренческих взглядов Гавела и наших поэтов-шестидесятников, таких как Драч, Симоненко, Винграновский. Гавел, всвою очередь, тоже повлиял на украинских борцов за независимость. «…Когда в Украине начались процессы, которые начинались как перестройка, а продолжились демократизацией и борьбой за независимость, тогда все, что происходило в странах восточного блока, было очень важным для нас. И в этом смысле, конечно, деятельность Вацлава Гавела, была во многом примером для подражания для украинских диссидентов в том числе»(А. Гарань, профессор Киево-Могилянской академии).
Так почему же, в таком случае, Чехия, пусть и отделившись от Словакии, последовательно и уверенно движется по пути, ведущему к демократии, а Украину дергает из стороны в сторону? Почем мы застряли между социалистическим и индустриальным обществом, на перепутье, именуемом «посткоммунизмом», а чехи движутся дальше? Почему сам Гавел, всегда с симпатией относившийся к Украине, в своей последней статье выражал беспокойство по поводу отсутствия в нашей стране гражданского общества, сосредоточения власти в руках олигархов и т. п.
Очевидно, что в Украине не нашлось личности такого калибра, как Гавел. Попробуем разобраться, чем Гавел и его окружение отличались от наших диссидентов и политиков. Тогда станет ясно, почему две страны, обретя независимость при схожих обстоятельствах, избрали потом совершенно разные пути:
1. Гавел – человек чуждый коммунистическому режиму. И его происхождение (потомок крупных предпринимателей), и политические взгляды, и художественные произведения (написал ли кто либо из украинских президентов хотя бы двустишие за свою жизнь?), и общественная деятельность не имели ничего общего с коммунистической идеологией. Что же в Украине? Кравчук, и многие из тех, кто пришел в политику одновременно с ним, долгое время были составной частью советской номенклатуры и партийного аппарата. Кучма тоже никогда не был диссидентом, во всяком случае активным. Какой же демократии, каких реформ можно было ожидать от этих людей? Почему украинцы допустили, чтобы к власти пришли те, кто обладали ею и в СССР? Почему никто из борцов за независимость не встал у руля государства? Тут самое время перейти ко второму пункту.
2. Гавел не только говорил, но и действовал. «Мы нередко задаем вопрос: почему у нас интеллектуалы не лидеры? Почему зачастую гражданский долг не является достаточным основанием для того, чтобы аккумулировать свою интеллектуальную мощь и взяться за реальные дела? Если бы можно было еще раз пригласить Вацлава Гавела к разговору, хотела бы задать ему эти вопросы»(студентка Львовского Национального Университета, опрошенная газетой «День»). Левко Лукьяненко и ему подобные много говорили, и много писали, глаголом жгли сердца людей, клеймя советскую власть. Многие за это даже отсидели. Вопрос в том что они сделали для того, чтобы этой власти не стало? У нас не было столь активной и влиятельной организации, как польская «Солидарность» или чешская «Хартия-77». Советский Союз развалился не столько благодаря деятельности НРУ и подобных образований, сколько из за противоречий во властных кругах. Итак, Гавел был не только мыслителем, он умел воплощать свои идеи на практике.
3. Гавел ставил интересы государства выше личных целей. Это отмечают многие:
«Вацлав Гавел был человеком, который объединял мораль и политику. А это в корне противоречит всему, что делает наша так называемая политическая элита, включая первых лиц государства. Политика и мораль у них просто расходятся в противоположные стороны» (Олег Орлов, председатель совета общества «Мемориал»)
«Многие могли бы спросить, что сделало Гавела исключительным. Ответ простой: порядочность. Он был порядочным, принципиальным человеком. Он не боролся против коммунизма из-за каких-то скрытых личных целей, а делал это лишь потому, что, по его мнению, коммунизм был непорядочной, аморальной системой» (И. Пехе, директор Нью-Йоркского Университета в Праге, советник Гавела).
Вот так вот всё просто и банально. Хороший человек может стать хорошим политиком, хотя у нас в стране похоже, сложилось диаметрально противоположное мнение.
Итак, Вацлав Гавел мертв. Но он не из тех мертвых, удел которых – забвение и молчание. Будущее Украины во многом зависит от того, прислушаемся ли мы к словам и идеям этого человека.
Автор: Михаил Первушин
Ці есе беруть участь в конкурсі, підсумки якого будуть підбиті на вечорі пам'яті В. Гавела. Висловити підтримку або взяти участь в дискусії можна або тут, або на сторінці Центру в Фейсбуці чи Гугл+.
Чехия – удивительная страна, которая часто избирала в своем развитии путь, диаметрально противоположный тому, по которому шло большинство других государств Восточной Европы. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на историю чешского государства. В 20-х годах прошлого века, когда в Украине и множестве других стран, объединенных под общим названием «СССР», строился военный коммунизм, в Польше Юзаф Пилсудский проводил политику «санации» и делил свою страну на части, в Румынии и Болгарии зарождались предпосылки для создания диктаторских режимов, в Чехословакии Томаш Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии. Потом Масарик умер, а ещё через некоторое время был подписан Мюнхенский договор и чехословацкий народ долгие годы обречен был жить под гнётом тоталитаризма. Пока, в нужный момент, не появился человек, который снова сумел привести её к демократии.
Вацлав Гавел, на первый взгляд, типичный представитель движения диссидентов, которое существовало и в Украине, и в любой стране Восточного блока. Какой бы национальности ни были диссиденты, они использовали в своей борьбе схожие методы, были близки друг другу духовно, обменивались знаниями, идеями и мыслями. Роман Лубкивский, посол Украины в Чехии, отмечает сходство мировоззренческих взглядов Гавела и наших поэтов-шестидесятников, таких как Драч, Симоненко, Винграновский. Гавел, всвою очередь, тоже повлиял на украинских борцов за независимость. «…Когда в Украине начались процессы, которые начинались как перестройка, а продолжились демократизацией и борьбой за независимость, тогда все, что происходило в странах восточного блока, было очень важным для нас. И в этом смысле, конечно, деятельность Вацлава Гавела, была во многом примером для подражания для украинских диссидентов в том числе»(А. Гарань, профессор Киево-Могилянской академии).
Так почему же, в таком случае, Чехия, пусть и отделившись от Словакии, последовательно и уверенно движется по пути, ведущему к демократии, а Украину дергает из стороны в сторону? Почем мы застряли между социалистическим и индустриальным обществом, на перепутье, именуемом «посткоммунизмом», а чехи движутся дальше? Почему сам Гавел, всегда с симпатией относившийся к Украине, в своей последней статье выражал беспокойство по поводу отсутствия в нашей стране гражданского общества, сосредоточения власти в руках олигархов и т. п.
Очевидно, что в Украине не нашлось личности такого калибра, как Гавел. Попробуем разобраться, чем Гавел и его окружение отличались от наших диссидентов и политиков. Тогда станет ясно, почему две страны, обретя независимость при схожих обстоятельствах, избрали потом совершенно разные пути:
1. Гавел – человек чуждый коммунистическому режиму. И его происхождение (потомок крупных предпринимателей), и политические взгляды, и художественные произведения (написал ли кто либо из украинских президентов хотя бы двустишие за свою жизнь?), и общественная деятельность не имели ничего общего с коммунистической идеологией. Что же в Украине? Кравчук, и многие из тех, кто пришел в политику одновременно с ним, долгое время были составной частью советской номенклатуры и партийного аппарата. Кучма тоже никогда не был диссидентом, во всяком случае активным. Какой же демократии, каких реформ можно было ожидать от этих людей? Почему украинцы допустили, чтобы к власти пришли те, кто обладали ею и в СССР? Почему никто из борцов за независимость не встал у руля государства? Тут самое время перейти ко второму пункту.
2. Гавел не только говорил, но и действовал. «Мы нередко задаем вопрос: почему у нас интеллектуалы не лидеры? Почему зачастую гражданский долг не является достаточным основанием для того, чтобы аккумулировать свою интеллектуальную мощь и взяться за реальные дела? Если бы можно было еще раз пригласить Вацлава Гавела к разговору, хотела бы задать ему эти вопросы»(студентка Львовского Национального Университета, опрошенная газетой «День»). Левко Лукьяненко и ему подобные много говорили, и много писали, глаголом жгли сердца людей, клеймя советскую власть. Многие за это даже отсидели. Вопрос в том что они сделали для того, чтобы этой власти не стало? У нас не было столь активной и влиятельной организации, как польская «Солидарность» или чешская «Хартия-77». Советский Союз развалился не столько благодаря деятельности НРУ и подобных образований, сколько из за противоречий во властных кругах. Итак, Гавел был не только мыслителем, он умел воплощать свои идеи на практике.
3. Гавел ставил интересы государства выше личных целей. Это отмечают многие:
«Вацлав Гавел был человеком, который объединял мораль и политику. А это в корне противоречит всему, что делает наша так называемая политическая элита, включая первых лиц государства. Политика и мораль у них просто расходятся в противоположные стороны» (Олег Орлов, председатель совета общества «Мемориал»)
«Многие могли бы спросить, что сделало Гавела исключительным. Ответ простой: порядочность. Он был порядочным, принципиальным человеком. Он не боролся против коммунизма из-за каких-то скрытых личных целей, а делал это лишь потому, что, по его мнению, коммунизм был непорядочной, аморальной системой» (И. Пехе, директор Нью-Йоркского Университета в Праге, советник Гавела).
Вот так вот всё просто и банально. Хороший человек может стать хорошим политиком, хотя у нас в стране похоже, сложилось диаметрально противоположное мнение.
Итак, Вацлав Гавел мертв. Но он не из тех мертвых, удел которых – забвение и молчание. Будущее Украины во многом зависит от того, прислушаемся ли мы к словам и идеям этого человека.
Автор: Михаил Первушин
Немає коментарів:
Дописати коментар